В Гeрмaнии дoля кoмпaний в тoргoвлe пoдeржaнными aвтoмoбилями сoстaвляeт бoлee 70%, в Пoльшe – нe мeнee 20%.
Укрaинскиe aвтoсaлoны тoжe тoргуют aвтoмoбилями с прoбeгoм, нo в oфициaльнoй стaтистикe нe фигурируют. Пoчeму этo прoисxoдит? Ктo тoргуeт мaшинaми нa сaмoм дeлe, кaкaя рaзницa мeжду oфициaльнoй стaтистикoй и рeaльнoстью и чтo мoжeт этo измeнить?
Экспeрты Институтa исслeдoвaний aвтoрынкa сoвмeстнo с aнaлитикaми YouControl.Market и Automoto.ua прoaнaлизирoвaли мaссивы дaнныx и нaшли oтвeты.
Кaкиe oбъeмы aвтoбизнeсa в Укрaинe?
В 2022 гoду укрaинцы приoбрeли 100,7 тыс. нoвыx aвтoмoбилeй: 71,3% привeзли изо-зa рубeжa (71,8 тыс.), eщe 28,7% изгoтoвили тож пeрeoбoрудoвaли в Укрaинe (28,9 тыс.). Рaбoтaют сeти oфициaльныx импoртeрoв и дилeрoв, прoдaющиx нoвыe мaшины и oтчитывaющиeся o свoeй дeятeльнoсти. В oбщeм, этoт сeгмeнт дoстaтoчнo прoзрaчный и пoнятный, в oтличиe oт прoдaж aвтo с прoбeгoм.
Рынoк пoдeржaнныx aвтoмoбилeй знaчитeльнo бoльшe – в прoшлoм гoду в Укрaинe зaрeгистрирoвaли пoчти 1,3 миллиoнa сдeлoк купли-прoдaжи трaнспoртныx срeдств с прoбeгoм. Изо ниx 36,3% были впeрвыe пoстaвлeны нa учeт пoслe импoртa изо-зa грaницы (463,1 тысячи), a 63,7% (811 тыс.) — этo внутренние перепродажи.
Возле этом на внутреннем рынке в какой-нибудь месяц в 2,6% случаях стороной торговые связи (конечным покупателем) были юридические лица, так есть компании (21,1 тыс. сделок). В остальных 97,4% случаях (789,9 тыс. шт.) автомобиль регистрировали на физических лиц — так есть обычных граждан.
Метраж перерегистраций авто на нового владельца (бери внутреннем рынке) в разрезе как конечного владельца авто (январь-декабрь 2022 лета)
Если анализировать место заключения договора, чуть в 66,8% случаев это делали в Сервисных центрах МВД, идеже такая услуга предоставляется безмездно для физических лиц. Из-за этого, вероятнее всего, большинство с них – это непосредственные продажи с предыдущего владельца новому, что-нибудь и является реальной долей продаж обычных граждан, продающих собственное мотор раз в несколько лет.
В так же время 32,8% сделок заключили сверху комиссионных площадках. Это таковой тип договора, когда торговая координация, состоящая на учете в Главном сервисном центре МВД, оказывает услугу комиссионных продаж и малограмотный является стороной соглашения. С юридической точки зрения сие лишь услуга сопровождения: ведь есть компания свела продавца и покупателя и зафиксировала их интерим в соответствующем электронном реестре, по (по грибы) что получила комиссионные. Так-таки не была промежуточным владельцем автомобиля и неважный (=маловажный) получила маржи — то усиживать разницы между ценой покупки и ценой продажи. Значит, не будет платить мыт(о) с нее и даже больше — никак не будет нести никакой юридической ответственности в случае претензий покупателя к автомобилю.
В дороге понадобились наличные средство обращения, а у вас деньги только получи карточке? Снимите гривны со своей банковской игра в карты на кассе любого АЗК WOG. Сие быстро и удобно!
Рекламная пресс-релиз
Заключены договоры купли-продажи подержанных (авто)машина на внутреннем рынке в зависимости с места (январь-декабрь 2022 возраст)
Только в 0,3% случаев (2,4 тыс.) транспортные хлеб продавали юридические лица, которые получи момент продажи находились в их собственности. И, живо всего, это была реализация находившихся в эксплуатации машин с собственного парка, а не процедура купли-продажи с целью прибыли.
Про сравнения, в соседней Польше, объединение данным Института польского исследования авторынка IBRM Samar, в 2022 году нате внутреннем рынке дилеры (компании) продали 19,6% автомобилей через общего количества. При этом опосля, по словам экспертов, в свою очередь часто используют схему, порой вместо договора купли-продажи оформляют комиссионный соглашение, то есть настоящая жребий бизнес-сегмента в продажах машин с пробегом в Польше важно выше.
В Германии доля предпринимательство-продаж подержанных автомобилей составляет 79%: в 2020 году 48% машин с пробегом продали официальные дилеры, пока 31% – независимые компании (просто так называемые автохаусы). Частные лица продали итого 21% транспортных средств.
Основная первопричина, по которой бизнес-макросегмент внутренних перепродаж подержанных автомобилей в Украине может сидеть в тени, кроме желания отклониться от уплаты налогов, ровно по мнению экспертов Института исследований авторынка, — сие бюрократические трудности.
Так, сегодняшний день компания, желающая предоставить услугу трейд-ан — то есть, выкупить худой автомобиль у предыдущего владельца во (избежание дальнейшей перепродажи, — обязана зарегистрировать автомашина в Сервисном центре МВД. В таком случае есть получить новые свидетельства о регистрации и номерных знаках. А да сообщить о покупке такой аппаратура местному Территориальному центру комплектования и социальной поддержки. Подле продаже автомобиля новому владельцу однако эти действия нужно вдругорядь повторить.
Чтобы избежать таких экономически нецелесообразных операций, автобизнес маловыгодный выкупает автомобиль на себя — а, как-то, оформляет нотариальную доверенность получи автомобиль, а во время продажи выписывает трактат комиссии, как было описано вне.
С импортом подержанных авто в Украину положение несколько иная. Закон позволяет ввозить транспортное средство с пробегом юридическому лицу и никак не регистрировать его на него в сервисном центре МВД. Сие позволяет привезти машину, поставить угощение ее на продажу, а в первый раз зарегистрирует ее конечный накусник (физическое или юридическое субъект) после приобретения и получения договора купли-продажи с фирмы. В случае необходимости, такие торговые организации могут смастерить даже временные номерные знаки красного цвета — неведомо зачем называемые «транзитные», чтобы машину для регистрацию можно было снабдить своим ходом.
Созданные кондиция соответственно отражаются в статистике регистрации: коммерция-сегмент и физические лица распределились почти не поровну. Так, в 2022 году изо-за границы подержанные автомобили в 51% импортировали физические лица (236,3 тыс.), и в 49% — фирмы (226,8 тыс.). Быть этом почти все автомобили, которые привезли компании, были а там проданы конечным покупателям — физическим лицам: в 92,1% случаев (209 тыс).
Доля первых регистраций подержанных (авто)машина в разрезе типа импортера и конечного владельца (авто)машина (январь-декабрь 2022 годы)
Поэтому среди продаж подержанных автомобилей макросегмент импорта подержанных авто данное) время можно считать самым прозрачным и в особенности близким к реальным показателям доли предпринимательство-сегмента в нем.
Вывод
В официальной статистике внутренних перепродаж подержанных мотор значительная часть сделок, совершаемая фирма-сегментом, не отражена. Номер автобизнеса (32,8%) вместо договоров купли-продажи включает договоры комиссии. Это связано со сложностью бюрократических процедур. Область импорта подержанных авто сильнее прозрачна: почти половину (49%) публично привозят юридические лица.
(как) будто легализовать рынок перепродаж (авто)машина?
В Украине, по официальной статистике, в 2022 году единственно 2,6% автомобилей покупали юридические лица, опять-таки на практике мы видим держи улицах много площадок продаж и их численность растет.
Сегмент внутренних перепродаж подержанных автомобилей в Украине находится в тени. Настоящая недоля сделок, совершаемых автобизнесом, по части приблизительным оценкам экспертов Института исследований авторынка, может образовывать до 40%-50% от общего количества.
В странах Евросоюза торг подержанными автомобилями вполне узаконенный бизнес, а услуга трейд-ан, то есть обмен старого автомобиля держи более новое — удобная и цивилизованная сервис. Доля бизнес-продаж автомобилей с пробегом получи и распишись рынке Германии достигает чуть не 80%.
Для более быстрой «легализации» сего сегмента рынка необходимы законодательные изменения: участникам рынка необходимо дать возможность осуществлять занятие удобно и без лишней бюрократии. Просто так, например, изменения законодательства в 2016 и 2018 году дали замазка официально работать импортерам подержанных автомобилей и бесстрастно торговать подержанными авто, уплачивая мыто с маржи, а не валового дохода. Сие вывело ввоз авто с пробегом в Украину изо тени, сформировало новый начинание-сегмент на рынке и позволило систематически наполнять государственный бюджет.
С целью того чтобы услуга трейд-ан и торговля авто с пробегом могла выработать максимально прозрачно и полностью кончиться из тени, следует прибрать лишнюю бюрократию, дать эвенту легализовать свою работу тем, который этого будет желать, иметь своим следствием порядок в сфере. Это позволит факультативно наполнить государственный бюджет.
Сочинитель:
Корреспондент
Образование – Ну-кася «Львовская Политехника» и Украинский Католический Альма-матер. Автомобильный эксперт, бизнес-эккаутинг и общественный активист. Соучредитель и президент Института исследований авторынка. Из-за рулем авто с 2008 лета посетил более 40 стран таблица.