пoдвoдит итoги 2020 гoдa в рaзныx сeктoрax экoнoмики. Прoaнaлизирoвaть, кaким oн был для пoртoвoй oтрaсли, пишущий эти строки пoпрoсили вицe-прeзидeнтa Мoрскoй пaлaты Укрaины Ивaнa Ниякoгo.
Уxoдящий «кoвидный» гoд ради мoрскoй oтрaсли стaл гoдoм рaзoчaрoвaний, нeвыпoлнeнныx oбeщaний и нeсбывшиxся нaдeжд.
Нo былo и нeскoлькo пoлoжитeльныx сoбытий, кoтoрыe oстaвляют шaнсы нa измeнeния к лучшeму.
Чeтырe пoбeды
Oдним изо глaвныx дoстижeний стaлa пeрeдaчa в кoнцeссию двуx мoрскиx пoртoв – Xeрсoнa и Oльвии, a тaкжe нaчaлo пoдгoтoвки к кoнцeссии и привaтизaции цeлoгo рядa другиx пoртoв и тeрминaлoв. Нoвaя влaсть нaшлa в сeбe силы дoвeсти дo кoнцa дeлo, нaчaтoe прeдшeствeнникaми, и может доставить себе за это да. Максимально быстрая приватизация и концессия – сие прямой путь к увеличению грузооборота, рабочих мест и налоговых отчислений.
Читайте и: Херсонский порт передан в концессию Рисоил-Херсон. Ситуация договора
Еще одним знаковым событием стал явка в Украину мирового гиганта в портовой отрасли – DP World (ОАЭ), кто в начале года приобрел поверочный пакет акций Контейнерного терминала ТИС в порту Полуденный. Новость положительная как с целью иностранных инвесторов, так и чтобы экономики Украины. И произошло сие не благодаря, а вопреки – без участия «инвестиционных нянь» и прочих пряников.
Поуже под конец года был принят умереть и не встать втором чтении многострадальный канон «О внутреннем водном транспорте», создание над которым велась сильнее десяти лет. Не пот по сути и противоречивый соответственно содержанию закон, тем малограмотный менее, устанавливает долгожданные режим игры для речных перевозок, биопотенциал которых используется сегодня не столь чем на 20% (в 2019 году ровно по Днепру перевезено 12 млн т, в 1990 году – 66 млн т). Закону до сего времени нужны серьезные доработки, осуществление большого количества подзаконных актов, хотя первый и главный шаг, наконец-то, сделан. Самым обсуждаемым положением закона был впуск иностранных судов на внутренние водные пути. Доводы противников сводились к тому, яко это ущемляет украинских судовладельцев, которые платят налоги в Украине и которым чувствительно дороже обходится содержание флота. Сторонники парировали: судов около украинским флагом катастрофически безграмотный хватает для удовлетворения спроса получи и распишись речные перевозки – без иностранцев невыгодный обойтись.
Строительство большого количества новых судов, которое в теории могло бы замочить проблему, сегодня невозможно без участия серьезной программы государственной поддержки. Тем удивительнее и чудеснее выглядит намеднишний. Ant. давний спуск на воду самой больший несамоходной баржи «Дніпро-AV-01». Компании Дунайсудосервис и Дунайсудоремонт построили каюк для Светловодского речного терминала холдинга АгроВиста. Примечательно, что такое? судно для перевозок числом Днепру построено на дунайском судостроительном заводе (г. Услышит Бог).
Провалы года
Хорошие новости во (избежание отрасли были, но они почасту терялись на фоне провальных действий и решений профильных чиновников.
Автор опозорились на весь печали и плача) историей с аварией Delfi – небольшого танкера, какой почти год «украшал» Водан из самых популярных одесских пляжей «Сисук». Причины кораблекрушения – неудовлетворительное техническое кома судна, неквалифицированный экипаж, неприбытие топлива.
Аварии можно было избежать близ наличии в наших портах функционирующих систем обеспечения и надзора из-за безопасностью мореплавания. Все службы балдеж знали о проблемах судна и лунный (серп преступно бездействовали.
После показательной порки чиновников президентом в июле, битва сдвинулось с мертвой точки. 10 величественная 2020 года был подписан условие, согласно которому одесская система Краншип за средства одесской а компании Бруклин Киев взялась следовать подъем затонувшего судна. Операцию завершили плавно через месяц – 10 сентября. Впоследствии времени весь интернет смеялся по-над нелепыми попытками приписать себя заслугу в удалении Delfi министром инфраструктуры, одесскими губернатором и мэром.
Читайте вот и все: Как в Одессе поднимали затонувший наливное судно. История одного кораблекрушения
Цензура за безопасностью мореплавания в морских портах и получи и распишись подходах к ним выполняют капитаны морских портов, которые назначаются и увольняются министром инфраструктуры (ст. 77 Кодекса торгового мореплавания). Уволенных сызнова при Владимире Омеляне предыдущих капитанов портов вслед за два года так и без- заменили новыми. Есть какие-ведь люди, которые назначены главой Моряцкий администрации и должность которых включает 32 слова, в том числе и «ротмистр порта», но нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом. А а именно этот человек мог и как был предупредить ситуацию с танкером.
Ассекурация безопасности мореплавания возложено нате Администрацию морских портов Украины (АМПУ). Во (избежание этих целей во всех портах взимаются портовые подготовление, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут применяться исключительно по целевому назначению. Разве АМПУ генерирует прибыль, ведь это говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о часть и другом. Ставки портовых сборов у нас самые высокие для Черном море, а порты возле этом находятся в плачевном состоянии. Около этом в финплане АМПУ нате 2021 год запланирован поступления в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, ровно говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.
В 2018 году в Украине вводные положения функционировать Государственная служба держи морском и речном транспорте (Морская (у)правление). Первое руководство органа было с позором изгнано в конце 2019 возраст, однако, ожидаемых изменений приставки не- произошло. После трех конкурсов ни Водан из претендентов на промагистр не устроил министра инфраструктуры. В итоге МорАдом (наравне презрительно прозвали Морскую администрацию в отрасли) правят бесконечные и.о..
Госструктуру заполонили бывшие экологи, прокуроры и т.д., которые быстрыми шагами опутали коррупционными сетями до сего времени направления деятельности. Сегодня ни одно иностранное плавучий гроб не может пройти проверку PSC без участия взятки в $3000-5000. Созданное ГП Морречсервис, которое навязывает во всех отношениях услуги по оформлению приходов-отходов судов, подменяет на вывеску государственные органы, поскольку сии услуги может предоставлять едва капитан порта и на бесплатной основе.
Читайте в свой черед: Дорогие дороги Зеленского, «большая сооружение» на УЗ и деньги для того рек. Интервью с министром
Катастрофическая дела также в сфере дипломирования моряков, которое осуществляет совершенно тот же Морад. На брата моряку раз в пять планирование нужно обновлять сертификаты и квалификационные документы. И благо до 2018 года перерождение документов обходилось капитану в $800, в 2019 – в $5000, в таком случае сегодня это стоит астрономические $10 000. Конец происходит при полном попустительстве со стороны ответственных органов и министерств. Окраина рискует лишиться 200 000 моряков и недалече $3 млрд, которые они каждый год привозят домой. Сегодня Речь Посполитая, Румыния, Болгария предлагают освежать документы у них за несравненно меньшие деньги и без коррупции.
Читайте равным образом: Моряки приносят Украине $3 млрд в годок. Они могут потерять работу
В своя рука с этим Украина прочно обосновалась в «черном списке» Парижского меморандума. В июле 2020 пишущий эти строки заняли позорное 65-е уголок из 70 (между Палау и Танзанией). Поражение туда значит, что возьми судах под украинским флагом приставки не- соблюдаются основополагающие международные морские конвенции, такие ни дать ни взять МАРПОЛ 73/78, СОЛАС-74, ПДНВ, а и иные международные требования в области мореплавания. Ради соответствие судов требованиям международных соглашений в каждой стране отвечает Морская начальство, которая напрямую либо из-за уполномоченные классификационные общества осуществляет инженерный и конвенционный надзор за судами перед своим флагом.
Большинство отраслевых специалистов сходятся закачаешься мнении, что лишь искоренение Морской администрации и создание нового прозрачного и эффективного органа способны сделать выбор упомянутые проблемы. А это выполнимо только при содействии Министерства инфраструктуры, в сфере управления которого находится Морад.
Только для начала в Мининфраструктуры хорош было бы назначить профильного замминистра числом морю. Сейчас его неприхотливо нет.
Иван Ниякий
вице-глава исполнительной власти Морской палаты Украины
Когда Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.